Свободное ПО

Майкрософт хочет заставить нас поверить, что помогать ближнему — сродни захвату кораблей (Р.М. Столлман)

В России сложилось странное отношение к программному обеспечению. Да, мы победили во Второй мировой войне и это наши трофеи. С одной стороны все знают, что распространенные операционные системы (windows), офис (microsoft), антивирус, графические редакторы (photoshop) – все это ни в коем случае не бесплатно. С другой стороны, при покупке нового компьютера практически никто в нашем уголке не покупает все необходимые ему программы. Причин этому масса. Во-первых привычка использовать то, что есть у твоих знакомых. Во-вторых абсолютное непонимание существования альтернативы. И практически никто не задумывается о том, что установка не лицензионного ПО является преступлением. Хотя, вот парадокс – всегда есть выбор. Всегда существуют законные варианты приобретения и использования свободного ПО.

Его можно получать и раздавать в сети, устанавливать на любое количество компьютеров, делиться им с друзьями и родственниками, изучать, вносить изменения. Это так же приятно, как разговаривать. Мы ведь животные общественные.

Некоторые программные продукты, которые вполне заменяют проприетарные аналоги для одной из самых распространенных в России и в мире операционной системы.

Список свободы, друзья.

Браузеры

My Number One – Mozilla Firefox

Необъяснимо популярный в России (они сами не знают в чем дело) – Opera

Самый быстрый в конюшне – Google Chrome

Ну мы ведь с вами знаем, что на самом деле в школе только Firefox, ибо не каждый браузер дает такое чувство защищенности и превосходства. Ибо расширения, коих тысячи, из которых мы рекомендуем вот эти.

Офисные программы

Номер 1,5, ибо Oracle Bye Sun – Open Office.

Номер Один – LibbreOffice

Гном Офис по частям – Gnumeric, AbiWord

Графика одним пунктом

Редактор растровой графики – Gimp.

Редактор векторной графики – Inkscape.

Это лишь малая часть всего многообразия свободных программ, которые создаются, меняются, живут и облегчают жизнь миллионам людей.

Прекрасными образцами свободных технологий являются: Google, Wikipedia, YouTube и многие другие веб-сервисы.
Mind Map приложений, используемых в школе.

Основной проблемой начала использования является боязнь всего нового, а значит непривычного. Очевидно, что в школе отсутствует необходимость в приобретении дорогостоящего проприетарного ПО. И тут Ричард Мэттью Столлман обосновывает, почему оно так на самом деле.

“Имеются общие причины, почему все пользователи компьютеров должны настоять на использовании свободного программного обеспечения. Оно дает свободу управлять компьютерами – с проприетарным программным обеспечением компьютер делает то, что желает владелец программы, а не пользователь. Свободные программы позволяют пользователям сотрудничать друг с другом и развиваться.
Это причины относятся к школам, поскольку они относятся к каждому. Но имеются специальные причины, касающиеся школ. Во-первых, свободное программное обеспечение позволяет сохранять школьные деньги. Даже в самых богатых странах школы имеют проблемы с финансированием. Свободное программное обеспечение дает школам, как и другим пользователям, свободу копировать и распространять программное обеспечение. Так школьная система может делать копии для всех компьютеров во всех школах. В бедных странах, это может помочь сократить разрыв в развитии информационных технологий.
Эта причина очевидна. Она хотя и важна, является довольно мелкой. Разработчики проприетарных програм могут жертвовать копии программ школам, снимая таким образом проблему. (Заметьте! Школа, которая принимает подобное предложение, должна будет оплачивать будущие обновления.) Однако давайте рассмотрим более глубокие причины.
Школа должна преподать детям пути жизни, что принесет пользу обществу вцелом. Если школы учат свободному программному обеспечению, то ученики будут использовать его и после выпуска. Это поможет обществу вцелом избежать доминирования мегакорпораций. Эти корпорации предлагают бесплатно образцы своих программ школам по той же причине, по которой табачные компании предлагают сигареты бесплатно, чтобы увлечь детей. (1) Корпорации не будут давать ученикам скидки, как только они вырастут и станут дипломированными специалистами.
Свободное программное обеспечение дает возможность ученикам изучать, как оно работает. Многим юношам интересно разобраться, как работает компьютер и его программы. Именно в юном возрасте будущие хорошие программисты должны получить эти знания. Чтобы научиться хорошо писать программы, ученики должны изучить много исходных кодов и написать много собственных. Они должны читать и понимать реальные программы, которые люди действительно используют. Им будет очень интересно увидеть код программы, с которой они реально работают.
Проприетарное программное обеспечение ставит преграду их жажде знаний словами: “Знание, которое вы хотите – тайна. Изучение запрещается!” Свободное программное обеспечение поощряет каждого учиться. Сообщество свободных программ отвергает “духовенство технологии “, которое держит народ в невежестве; мы поощряем учеников любого возраста и положения к тому, чтобы читать исходный код и учится столько, сколько они хотят знать. Школы, использующие свободное программное обеспечение, поощряют одаренных детей к движению вперед.
Следующая причина даже глубже чем предыдущая. Мы ожидаем, что школы преподадут ученикам основные факты и привьют полезные навыки, но это не все задачи школы. Наиболее фундаментальная миссия школ состоит в том, чтобы учить людей быть хорошими гражданами своей страны и хорошими соседями – чтобы сотрудничать с другими, кто нуждаются в их помощи. В области компьютеров это означает обучать детей совместно использовать программное обеспечение. Средняя школа прежде всего должна привить ученикам мысль: “Если вы приносите программное обеспечение в школу, вы должны использовать его совместно с другими детьми”. Конечно, школа должна практиковать то, что проповедует: все программное обеспечение, установленное в школе, должно быть доступно для копирования ученикам, чтобы они могли брать его домой и передавать другим. Приобщение учеников к использованию свободного программного обеспечения и участию в жизни сообщества свободного программного обеспечения – практический урок общественной жизни. Это более гуманный образец для подражания в общественной жизни, чем предлагаемый магнатами. Школы всех уровней должны использовать свободное программное обеспечение”
.
Авторское право 2003 Ричард Столлман. Дословное копирование и перепечатка этой статьи полностью разрешаются без лицензионного платежа на любом носителе с сохранением этого уведомления.