Модернизация общего образования
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 3
2012 году
Комплекс мер по модернизации системы общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 ст. Абадзехской в 2012 году разработан в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1176), Постановление администрации МО «Майкопский район № 44 от 01.03.2012 года «О комплексе мер по модернизации общего образования в 2012 году».
I. Текущее состояние общего образования МБОУ СОШ № 3
В общеобразовательном учреждении на начало 2011–2012 учебного года укомплектовано 19 класс-комплектов, реализующих общеобразовательные программы. Количество обучающихся – 336 человек.
Активное участие школы в реализации мероприятий и основных направлений развития общего образования, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», приоритетным национальным проектом «Образование», региональными и районными целевыми программами в сфере образования позволило достичь значимых для образовательного учреждения изменений.
С 1 сентября 2011 года в первых классах
школы, реализуется Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
Переход на новые образовательные стандарты выявил необходимость комплексного подхода к оснащению оборудованием учреждения, к организации внеурочной деятельности обучающихся.
В учреждении совершенствуется механизм системы поиска и поддержки одаренных детей. Ежегодно проводится мониторинг развития одаренных детей, которые активно участвуют в интеллектуально-творческих и культурно-массовых мероприятиях. Учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников. С каждым годом увеличивается число школьников, принявших участие в предметной олимпиаде. Так в 2010-2011 учебном году в школьном этапе участвовало 162 ученика, из которых победителями стали 39, призерами — 117 учеников. В 2011-2012 учебном году количество участников школьной олимпиады составляет 170 человек, из которых победителями являются 49, а призерами — 46 человек.
Также увеличивается число участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады: в 2010-2011 году приняли участие 29 учеников, из которых 1 победитель и 9 призеров; в 2011-2012 году 39 участников, из которых 6 победителей и 8 призеров.
В 2010-2011 году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников принял участие 1 ученик, а в 2011-2012 году — 2.
Прослеживается стабильное участие учащихся во Всероссийских конкурсах:
«Русский медвежонок» — в 2010-2011 году приняли участие 66 учеников, из них 13 человек — победители школьного этапа, 2 — призеры районного этапа; в 2011-2012 году также приняли участие 66 учеников, из которых 8 победителей школьного и один призер районного и республиканского этапов;
«Кенгуру» — в 2010-2011 году приняли участие 60 учащихся, из которых 8 победителей школьного этапа, 2 — победителей районного этапа; в 2011-2012 году приняли участие 86 учащихся, из которых 9 победителей школьного этапа.
Увеличилось количество участников Всероссийских предметных олимпиад: в 2011-2012 году учащиеся начальной колы приняли участие в Молодёжном чемпионате «Старт» в количестве 54 учеников; во Всероссийском чемпионате «Альбус» приняли участие 38 учеников 1-4 классов.
Учащиеся 1-4 классов приняли участие в районной заочной олимпиаде для начальных классов 26 учеников, двое из которых приняли участие в очном этапе районной олимпиады. 5 учащихся 3-4 классов приняли участие в республиканской олимпиаде «Ступеньки».
Также прослеживается увеличение общего участия учащихся школы в районных, республиканских и всероссийских конкурсах и соревнованиях. Так в 2010-2011 году в районных конкурсах приняли участие 63 ученика, из них победителями и призерами стали — 24 учащихся. В 2011-2012 году участниками районных конкурсов являются 73 ученика, из них победители и призеры — 19 человек. В республиканских конкурсах в 2010-2011 году приняли участие 12 человек, из них 6 — победители и призеры; в 2011-2012 году — 4.
Стабильно высокие результаты школьники показывают на спортивных соревнованиях. И в 2010-2011, и в 2011-2012 году школа является победителем районной спартакиады школьников и участником республиканских соревнований.
Существенно расширены возможности педагогических работников школы по повышению квалификации и переподготовке кадров. На базе АРИПК прошли обучение 2 педагогических работника по вопросам введения ФГОС НОО и 3 по использованию современных информационно-коммуникационных технологий, 3 учителей основной школы повысили квалификацию по вопросам внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс.
В рамках федерального проекта по программе «Современный образовательный менеджмент» обучен директор образовательного учреждения, 3 заместителя директора школы.
В 2011 году в школе частично смонтирована и введена в эксплуатацию Интернет сетевое взаимодействие.
Введен третий час физической культуры, реализуются различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни. Летом на базе школы функционирует оздоровительный лагерь (в 2011 году было оздоровлено 120 детей).
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Республики Адыгея «Школьное питание» на 2011–2013 годы в 2011 году особое внимание было уделено модернизации материально-технической базы школьной столовой, разработке медицинских аспектов здорового питания школьников и формированию основ культуры питания.
Общеобразовательным учреждением совместно с Управлением образования подготовлен и опубликован, в том числе и в сети Интернет, публичный доклад.
II. Описание итогов модернизации в 2011 году общего образования
МБОУ СОШ № 3
В целях реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в МО «Майкопский район разработано и принято постановление главы администрации МО «Майкопский район» от 28 июля 2011 года № 37-н «О Комплексе мер по модернизации общего образования в МО «Майкопский район» (далее – Комплекс мер). Для координации деятельности общеобразовательного учреждения создан Координационный совет школы по модернизации общего образования (далее — Координационный совет).
В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году сформирована нормативно правовая база, обеспечивающая регулирование основных направлений модернизации общего образования в школе совершенствование нормативного подушевого финансирования школы и новой системы оплаты труда, введение новых стандартов общего образования, организация аттестации педагогических работников, дистанционного образования.
Новая система оплаты труда в школе введена с 1 сентября 2009 года, в ее основе – методика, рекомендованная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Благодаря мероприятиям Комплекса мер в 2011 году обеспечен значительный рост заработной платы учителей школы: в январе 2011 года она составляла 8383 руб., а в 4 квартале — 10981 руб. , обеспечив тем самым рост на 31%.
Увеличение заработной платы осуществлялось поэтапно: в июне 2011 года оклад учителя был увеличен на 6,5%, а с 1 сентября 2011 года фонд оплаты труда
был увеличен в 1,19 раза. Увеличена доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей в 1,83 раза.
Для обеспечения комплексной подготовки школы к введению ФГОС в 2011 году на курсах повышения квалификации обучен руководитель школы, 5 педагогов начальной школы. Четыре педагога школы приняли участие в республиканской научно-практической конференции по теме: «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования», двое педагогов приняли участие в районном семинаре по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
Приняты меры по решению проблем, связанных с переходом на новые образовательные стандарты:
– проведен мониторинг готовности школы к ФГОС;
– для учителей организованы практикумы и семинарские занятия по формированию в образовательном учреждении основной образовательной программы начального общего образования.
Результативность Комплекса мер по итогам аттестации педагогических работников учреждения следующая: 2 педагога подтвердили первую категорию, 3 — высшую.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов в учреждении положительная. Проведена частичная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы.
По итогам реализации мероприятий Комплекса мер в 2011 год достигнуты ожидаемые результаты:
1) увеличилась оснащенность учебных кабинетов на 8% за счет приобретения 2 единиц учебного и учебно-лабораторного оборудования.
2) закуплены комплекты учебников для всех первоклассников Всего приобретено 321 единицы учебников на сумму 76366 руб.;
3) на 6 единиц увеличилась оснащенность компьютерным оборудованием ;
4) на 50% улучшилась оснащенность школьных спортзалов (приобретено 134 единицы спортивного оборудования и инвентаря);
6) оснащенность медицинских кабинетов доведена до 100%;
7) показатель оснащенности школьной столовой составил 90%, на сумму 35 тыс.руб. дополнительно приобретено оборудование и инвентарь.
8) выполнены работы по текущему ремонту с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям на сумму 181 тыс.руб.
Проблемными вопросами состояния материальной базы школы является техническое состояние здания учреждения (требуют капитального ремонта туалеты школы и канализационная система), сохраняется необходимость замены оконных блоков и кровли здания школы.
В ноябре 2011 года педагоги ОУ участвовали в районной пресс-конференции по вопросам обсуждения хода реализации Комплекса мер и повышения заработной платы учителей, в которых приняли участие учителя, представители Профсоюза работников образования, СМИ.
III. Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего
образования МБОУ СОШ № 3 в 2012 году
Общий объем средств, предусмотренный в 2012 году на реализацию Комплекса мер в 2012 году составит 1325,0 тыс. руб., в том числе 1265,0 тыс. руб. – средства регионального бюджета, 60,0 тыс. руб. – средства муниципального бюджета МО «Майкопский район. Механизм реализации Комплекса мер предполагает тесное взаимодействие исполнителей мероприятий при условии четкого разграничения их полномочий и ответственности. В образовательном учреждении открыты счета для финансирования по субсидиям с возможностью осваивать самостоятельно финансовые средства.
С целью создания современных условий обучения 70,1 % указанных средств планируется расходовать на укрепление материально-технической базы учреждения, в частности на приобретение учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, 2,8 % – на реализацию мер, направленных на энергосбережение, 1,8 % на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, 0,07% -на приобретение оборудования для школьной столовой.
Учебники для обучающихся 2-х классов начального общего образования будут закуплены централизованно Министерством образования и науки РА.
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году приведены в приложении № 1.
Значения показателей результативности предоставления финансовых средств из регионального бюджета на модернизацию общего образования школы приведены в приложении № 2.
Организационные функции по управлению реализацией Комплекса мер осуществляет Управление образования МО «Майкопский район» совместно с СОШ № 3.
Комплекс мер является эффективным механизмом включения учреждения в достижение цели и решение задач, стоящих перед региональной и районной образовательной системой, обеспечивающим продвижение УО к достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по следующим направлениям:
— «Переход на новые образовательные стандарты»;
В 2012 году по ФГОС НОО будут обучаться учащиеся 1–2-х классов. Все обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам будут обеспечены учебниками.
— По направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей»; планируется дальнейшее совершенствование условий для духовно-нравственного, патриотического, гражданско-правового воспитания детей и подростков, поддержка талантливых детей и молодежи, выполнение Программы «Одаренные дети».
— для реализации направления «Совершенствование учительского корпуса» предусмотрено подтверждение категорий 3 учителей.
В 2012 году планируется сохранить достигнутый уровень соотношения средней заработной платы учителей.
План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательного учреждения приведен в приложении № 3.
В целях координации работы по аттестации педагогических кадров был проведен мониторинг планируемого количества учителей, которые пройдут процедуру аттестации в 2012 году. Планируется аттестация 3 учителей.
Предполагается на курсах повышения квалификации обеспечить подготовку к введению (реализации) ФГОС 4 учителей начальных классов и 5 учителей-предметников.
Для обновления компетенций управленческих и педагогических кадров общеобразовательного учреждения будет апробирована модель повышения квалификации, предполагающая замещение традиционных форм новыми моделями, обеспечивающими индивидуальную траекторию профессионального развития педагога с использованием дистанционных технологий обучения и стажировочных площадок с трансляцией лучшего опыта педагогов образовательных учреждений, будет продолжена работа по стимулированию творческого развития педагогов через конкурсы профессионального мастерства, привлечению выпускников вузов для работы в образовательных учреждениях.
— В рамках мероприятий, направленных на «Изменение школьной инфраструктуры» планируется достигнуть следующих результатов:
1. Завершение организации локальной сети школы с обеспечением доступа к сети в любом помещении школы, с получением доступа к контенту с любых устройств, в том числе мобильных устройств учеников (телефоны, смартфоны, планшеты).
В 2012 году предполагается отработать механизм сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 3 и других сельских школ.
2. Улучшение технического состояния здания общеобразовательного учреждения.
Для выполнения работ по текущему ремонту предусмотрены средства в сумме 60 тысяч рублей.
3. Увеличение оснащенности учебных кабинетов за счет приобретения более 18 единиц учебного и лабораторного оборудования на сумму 960 тыс.руб.;
Учреждением будет приобретено дополнительное современное учебно-наглядное оборудование по предмету ОБЖ с элементами начальной военной подготовки. Будут приобретены кабинеты химии, физики. Потребность учреждения в современном учебно-наглядном оборудовании снизится с 78% до 60%.
4. Приобретение 15 единиц компьютерной техники значительно снизит показатель «Число школьников на 1 компьютер» с 17/1 до 10/1.
5. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов, возможно путем освоения региональных средств и средств муниципального бюджета, согласно разработанной муниципальной Программы «Энергосбережение».
— По направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» будут запланированы средства в сумме 50 тыс. руб., на:
1. формирование основ здорового образа жизни у обучающихся. Планируется
улучшение оснащенности школьного спортзала на 2 единицы спортивного оборудования и 11 единиц спортивного инвентаря. Потребность в
спортоборудовании значительно снизится;
совершенствование организации питания школьников. За счет приобретения 2 единиц современного оборудования обеспеченность столовой технологическим оборудованием составит 100%.
— По направлению «Развитие самостоятельности школ» предусмотрены:
1. Расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений. В рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений» в 2011 году сформирована нормативная правовая база для внедрения новых финансовых механизмов. С 1 января 2012 года внедряется механизм муниципального задания, предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг на основании нормативных затрат, заключение соответствующих соглашений между учредителем и учреждением.
2. Разработка новых механизмов и форм общественного участия в управлении образованием, их дальнейшее совершенствование и развитие. С этой целью планируется организация работы по участию совета учреждения в разработке и реализации основных образовательных программ; ежегодное участие в республиканских конкурсах Интернет-сайтов, блогов школьных учителей, педагогических и образовательных сообществ; организация работы по переходу на предоставление информационно-образовательных услуг в электронном виде.
3. Расширение форм информационного сопровождения деятельности учреждения образования.
4. Обучение использованию компьютерной техники работников и педагогов школ в рамках курсов повышения квалификации с целью повышения информационной культуры участников образовательного процесса.
5. Дальнейшее расширение возможностей доступа к сети Интернет, сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса системы образования района и школы, введение электронного журнала/дневника обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений от 0% до 50%.
6. Поддержка детской общественной организации ОУ (участвует более 178 детей) их социально-значимых инициатив, стимулирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств детей – членов общественной организации.
В 2012 году планируется дальнейшее освещение хода проекта модернизации общего образования ОУ в средствах массовой информации, на педсоветах, родительских собраниях, на сайте школы.
План-график реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2012 году по кварталам приведен в приложении №4.
IV. Информация о мерах, направленных на привлечение
молодых учителей в общеобразовательное учреждение
В МБОУ СОШ №3 осваивается система работы с молодыми педагогами, приоритетные направления которой – организация мероприятий по развитию профессионального мастерства педагогов, комплексная работа по повышению квалификации молодых специалистов, а также социальная поддержка молодых педагогов.
Разработаны планы мероприятий по привлечению молодых учителей для работы в школе (приложение3).
В учреждении были организованны творческие встречи ветеранов-педагогов с молодыми учителями, организованно и налажено наставничество над молодыми педагогами.
В 2011 году проведен мониторинг кадрового обеспечения:
количество трудоустроившихся молодых учителей в 2011 году — 1 человек;
количество педагогических работников в возрасте до 29 лет — 2 человек;
педагогических работников пенсионного возраста — 9 человек.
В целях поддержки молодых специалистов, формирования у них активной жизненной позиции и развития молодежных инициатив, на августовском совещании педагогических работников района прошло чествование 1 молодого учителя СОШ № 3, которое было организовано при поддержке профсоюза работников образования и отдела по делам молодежи муниципального образования «Майкопский район». В октябре 2011 года был организован конкурс молодых специалистов образовательных учреждений. В конкурсе принял участие 1 педагог школы, стаж работы которого 0лет.
Внесены изменения в Положение об оплате труда работникам школ, установлена стимулирующая выплата молодым учителям, в размере 50% от ставки учителя, зарплата молодого учителя в среднем составляет 9,0 тыс.рублей.
V. Ориентиры развития общего образования в МБОУ СОШ № 3
на период до 2020 года
Развитие общего образования в образовательном учреждении до 2020 года планируется проводить в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р), федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61) и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р).
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования станет компетентностный подход: ориентация на развитие практических навыков обучающихся, на их способность применять полученные знания, реализовывать собственные проекты. К 2020 году 90% обучающихся СОШ № 3 перейдут на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам.
Информационно коммуникативная система обучения позволит внедрить новые методики углубленного обучения школьников, повысить интенсивность и эффективность взаимодействия обучающихся с преподавателем, открыть учащимся доступ к любым образовательным ресурсам. Создание и функционирование районной образовательной информационной среды приведет к более эффективному поиску, выявлению, обучению и развитию талантливых детей.
Учреждение будет обеспечено компьютерной техникой, учебно-программным комплексом и соответствующей пропускной способностью Интернет-трафика.
К 2015 году предполагается создать условия для получения детьми с ограниченными возможностями психолого-педагогической помощи, внедрения моделей интегрированных форм воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы учреждения . Будут выполнены необходимые мероприятия по энергосбережению. Будут продолжены мероприятия по замене металло-пластиковых окон и проведению ремонтных работ в учебных классах, подсобные помещения будут отремонтированы и приведены в соответствие с санитарными нормами.
Обеспечение условий для повышения квалификации педагогов, их непрерывного профессионального развития позволит довести долю учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения от общей численности в 2015 году до 45%, в 2020 году до 100%.
Индикаторы результатов развития общего образования в МБОУ СОШ No3 на период до 2020 года
Значение показателя результативности предоставления финансовых средств
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования МБОУ СОШ №3 ст. Абадзехской в 2012 году
План-график реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования МБОУ СОШ No 3 в 2012 году
План мероприятий по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения Майкопского района на 2012 год